На пути к стабильности

Подводим главные итоги ушедшего, 2017 года: 100 млн пассажиров, слишком быстрое восстановление потребительского спроса, банкротство "ВИМ-авиа" и новый старый хаб авиакомпании S7 в Новосибирске.

B 2017 г. российские авиакомпании наконец-то перевезли 100 млн чел. (и даже немножко больше). Много или мало — 105 млн пасс. в год? Похоже, что ответ сильно зависит от системы координат. По сравнению с 1998 г., когда на всех российских авиакомпаниях слетало немногим более 20 млн чел., несомненно, много. Шутка ли — четырехкратный рост за 20 лет! Но по сравнению с пусть и крупнейшей, однако всего одной европейской низкозатратной авиакомпанией (Ryanair, 129 млн пасс.), безусловно, мало.

Важен этот рубеж или нет? Чиновникам, которые в победных реляциях как будто перевозили все сто миллионов человек на своих трудовых плечах, конечно, важен. Для кого-то до сих пор актуально, что повторены и побиты отраслевые рекорды тридцатилетней давности, хотя уже успело вырасти поколение, которое не помнит ни ту страну, ни того единственного авиаперевозчика, ни очереди за билетами в кассы и прочие артефакты ушедшей эпохи. Но в целом, красивое и круглое число — это просто статистический рубеж, которых в будущем, мы надеемся, будет пройдено немало.

Рубежи и рекорды

Гораздо важнее, что число пассажиров российских авиакомпаний впервые превысило их количество в поездах дальнего следования. С 2012 г. поезда опустели на 14 млн чел., а в самолетах стало на 31 млн пасс. больше. Полет по воздуху перестал восприниматься как дорогая и статусная услуга, постепенно вошел в повседневную жизнь и, мы надеемся, закрепился в ней. И хотя по-прежнему никто точно не знает, сколько человек регулярно пользуется воздушным транспортом — статистика учитывает только пассажиро-сегменты (например, один человек, слетавший из Челябинска в Сочи через Москву и вернувшийся обратно, добавляет в статистику авиакомпаний четырех пассажиров), однако можно уверенно утверждать, что с каждым годом их становится все больше. Так формируется важная потребительская лояльность — не к конкретной авиакомпании, а к самому способу перемещения в пространстве. Привыкнув добираться из Москвы в Сочи всего за пару часов, разве мы сядем в поезд, чтобы ехать по этому маршруту целые сутки? И даже сомнительный комфорт самолетного кресла с фиксированной спинкой и шагом 28”, платный багаж (а иногда — и платная ручная кладь) не столь важны, как сэкономленное время и впечатления от полета.


WildWeb
Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru